Очень часто к нам обращаются со следующей проблемой:
" - Маятник у часов останавливается через 10 минут/1 час/3 часа/сутки. Что делать?"
Если часы давно не обслуживались (2-3 года), то это вполне может быть следствием загрязнения, т.к. грязь налипает на смазку, смазка густеет и колесной системе надо больше энергии, чтобы приводить механизм в движение. Но что, если Вы совсем недавно приобрели эти часы или их профилактика проводилась недавно?
В таком случае, чаще всего, эта проблема является следствием смещения положения анкера относительно спускового колеса (выкачка).
Проблема встречается как на старых, так и на современных механизмах.
К основным причинам возникновения такой неполадки в современных часах можно отнести:
- Удар по часам или толчок
- Перемещение часов с навешенным маятником
- Остановка часов в результате окончания "завода" (сюда же можно отнести и "завод" часов при качающемся маятнике)
Ярким свидетельством выкачки является, как бы, "хромающий" звук "тик-так". Проявляется это следующим образом:
- Если всё в порядке, то звук хода часов мы слышим примерно так: "тик" - 1 секунда - "так" - 1 секунда - "тик" - 1 секунда - "так" и т.д.
Получается, что звуки "тик" и "так" мы слышим через равные промежутки времени. - Если же анкер смещен, то звук хода будет следующим: "тик" - 0,5 секунды - "так" - 1,5 секунды - "тик" - 0,5 секунды - "так" - 1,5 секунды - "тик" и т.д.
Звук начинает хромать/частить, когда маятник качается в одну из сторон.
Даже несмотря на то, что почти вся современная механика использует узел автоматической регулировки положения анкера - это не всегда спасает. В напольной механике эта функция работает хорошо, т.к. в напольных часах, чаще всего, используется большой и тяжелый маятник, который за счёт своего веса может провернуть скобу на оси с анкером. Для этого достаточно запустить маятник с максимальной амплитудой - отведя его до упора к боковой стенке корпуса. Скоба, которую толкает маятник, и, которая, в свою очередь, вращает ось с анкером, закреплена на оси анкера не плотно, поэтому при определенном усилии она прокручивается. Тяжести маятника, как раз, хватает для того, чтобы провернуть скобу относительно оси анкера, в тот момент когда сам анкер упирается в спусковое колесо. При затухании амплитуды качения маятника скоба, а соответственно и анкер занимает верное положение относительно спускового колеса. Проще говоря: в напольной механике с автоматической регулировкой положения анкера просто запустите маятник с максимальной амплитудой и всё.
Другое дело небольшие настенные и, тем более, настольные часы - веса маятника в таких часах уже недостаточно, чтобы сработала функция автоматической регулировки. Необходимо отрегулировать положение анкера вручную. Для этой процедуры нам понадобятся... руки.
Итак, сперва необходимо определить, при качении маятника в какую сторону звук начинает хромать/частить, т.е. в какой стороне промежуток времени между звуками "тик" и "так" меньше. Допустим это происходит, когда маятник находится слева. Останавливаем маятник и снимаем его с подвеса. Далее рукой отводим подвес в противоположную сторону от той, где звук хромает (в данном случае - отводим подвес вправо). Сперва подвес будет двигаться очень легко, но потом Вы почувствуете небольшое сопротивление - это сопротивление и возникает, когда Вы проворачиваете скобу относительно оси с анкером. Немного провернув скобу, следует навесить маятник на подвес и запустить его. Если часы продолжают частить, когда маятник находится слева - следует повторить процедуру. Если же часы начали частить, когда маятник находится справа - это значит, что скобу провернули слишком сильно и теперь её надо немного провернуть в обратную сторону.
Хорошим помощником в этой настройке будет специальная плашка/табличка, которую часто использовали в старых часах. Она крепилась на заднюю стенку корпуса, под нижней точкой маятника. Центр плашки располагался аккурат по центру маятника, когда тот был в состоянии покоя. По делениям плашки можно засекать, на каком расстоянии звучат звуки "тик" и "так" и более наглядно и точно выставить положение анкера.
Сейчас такую плашку можно заменить куском малярного скотча, предварительно разметив его.
Решить проблему выкачки на старых часах без автоматической регулировки можно разными способами - всё зависит от механизма и способа крепления механизма к корпуса: в одном случае надо подогнуть скобу, в другом изменить положение механизма при помощи регулировочных винтов.